Wednesday, January 22, 2020

Днепропетровская обл., г. Кривой Рог ул. Орджоникидзе 1Г
тел/факс (056) 462-09-80 тел/многоканальный (067) 638-37-36



Консультант

Александр
Telephone number of Александр +30676383736

Maps

Даты

22.01 - Кровавое воскресенье. Начало первой российской революции

Нагрузки

На трубу, уложенную и засыпанную в грунте, действуют вертикальные и горизонтальные нагрузки. В общем, можно утверждать, что вертикальная нагрузка вызывает в трубе состояние напряжения и деформации, которому частично противодействует горизонтальная нагрузка. Вертикальные нагрузки вызваны весом засыпки, а также видом наземной нагрузки. В связи со специфическим характером работы труб из ПВХ-U в фунте можно принять, что коэффициент концентрации, а также уменьшающий коэффициент из-за трения засыпки о стенки траншеи составляют 1. Это означает, что для канализационных труб ПВХ-U принимается характерная нагрузка от засыпки q= γ*h*D (где γ - объемный вес грунта засыпки, h - высота засыпки, D - диаметр трубы) независимо от видов траншеи и засыпки. Также для труб, уложенных в насыпи, принимается q= γ*h*D. Для труб, уложенных на больших глубинах, решающее значение имеет вес засыпки, который необходимо определять на основании геотехнических исследований подосновы. Динамическую нагрузку на участках вне дорог необходимо принимать в соответствии с фактическим состоянием, однако не менее чем 5 kN/м2 на неограниченной поверхности + нагрузка грузовым автомобилем по РN-82/В-02004. Дорожные нагрузки и от трамвая необходимо принимать в соответствии с РN-85/S-10030, принимая единый, независимый от глубины динамический коэффициент ф=13*).

* Если трамвайные пути находятся на дорожной полосе, то нужно принимать во внимание нагрузку более невыгодную — дорожную или трамвайную, при этом для класса нагрузки А и В по отношению к трубопроводам на нетипичных заглублениях более невыгодным является дорожная нагрузка.

Вертикальную нагрузку в грунте от совокупности ряда сил можно рассчитать, пользуясь формулой Буссинеска. Под железнодорожными путями трубы ПВХ-U необходимо укладывать в трубах-футлярах, в соответствии с действующими нормативными документами.

Другие наземные нафузки (например, от соседних строений) необходимо считать на основе обязывающих норм (РN-81/В-003020), а также исходя из актуальной технической литературы. Горизонтальная нафузка состоит из давления промежуточного грунта, которое для труб ПВХ-U приближено к действующему давлению и с сопротивления грунта, вызванного деформацией трубы под действием вертикальной нагрузки. Величина сопротивления грунта зависит от величины вертикального давления и от отношения жесткости обсыпки к жесткости трубы, которое определяется как коэффициент жесткости К0:

где Еz — модуль деформации обсыпки

Ео— модуль упругости трубы при моментальной нагрузке

е — толщина стенки трубы

г — внутренний радиус трубы

Величина Еz в зависимости от класса грунта обсыпки, показателя уплотненности LS согласно нормальной пробы Проктора, а также от уровня грунтовой воды указана в таблице ниже.

Принято два класса грунта обсыпки. К 1 классу зачислены пески крупнозернистые и средние, с хорошими зернами. Ко 2му классу зачислены пески крупнозернистые и средние равномернозернистые, пески мелкие и пылеватые, а также пески глинистые.

Для трубопроводов, уложенных ниже уровня грунтовых вод, необходимо применять соответственно уменьшенный модуль деформации обсыпки, а вертикальную нагрузку можно с достаточной точностью для оговариваемого метода принимать как для ненасыщенной водой засыпки.

В диапазоне производимых диаметров (dn ≤ 500 мм) можно также пренебречь в расчетах весом стоков и собственным весом труб.

В принятом методе расчетов горизонтальное (промежуточное) давление грунта не учитывается.

Для принятой в нормальных условиях минимальной засыпки h=1,0 м и диаметров dn ≤ 500 мм можно не проверять трубы на всплытие, однако в особенных условиях применение легкой утепляющей засыпки, либо при уменьшенной высоте засыпки и при высоком уровне грунтовой воды такая необходимость может возникнуть.

Так как жесткость обсыпки, определенная модулем деформации имеет решающее значение для несущей способности трубопровода, необходим постоянный контроль показателя плотности во время засыпки трубопровода, проводимый уполномоченной геотехнической единицей. В случае выполнения работ в укрепленной траншее, когда нижняя часть опалубки либо боковая стенка вынимаются после уплотнения засыпки, необходимо принимать IS≤85%, где IS - показатель плотности в соответствии с нормальной (стандартной) пробой Проктора.

Модуль деформации засыпки ЕZ [МПа] в зависимости от вида грунта и показателя плотности

 

Выше уровня грунтовых вод

Ниже уровня грунтовых вод

15%

грунт

грунт

грунт

грунт

 

кл. I

кл. II

кл. I

кл. II

85

2,4

1,2

1,2

0,6

86

2,9

1,4

1,6

0,8

87

3,5

1,7

2,1

1,0

88

4,2

2,1

2,7

1,4

89

5,1

2,5

3,5

1,8

90

6,1

3,0

4,6

2,3

91

7,4

3,7

5,9

3,0

92

8,9

4,5

7,6

3,8

93

10,7

5,4

9,7

4,9

94

13,0

6,5

12,3

6,2

95

15,6

7,8

15,6

7,8

96

18,9

9,4

18,9

9,4

97

22,8

11,4

22,8

11,4

Если материковый грунт имеет модуль деформации меньше, чем обсыпка (что может иметь место в несвязанных грунтах в свободном состоянии (ID< 0,33) или в грунтах, связанных (плотных) несконсолидированных при IL>0,00 либо в грунтах, связанных сконсолидированных при IL>0,25) необходимо учесть это в расчетах, принимая модуль деформации обсыпки равным модулю материкового грунта, или проектируя траншею шириной bw>4d можно избежать влияния материкового грунта.

Яндекс цитирования